Создание вашего голубого океана

Как вести себя на рынке в ситуации, когда конкуренция растет, а атмосфера сгущается. Вы можете снова использовать традиционные методы соревнований — стать еще больше похожими на своих соперников. Вы также можете создать конкурентное преимущество, создав свой собственный голубой океан, то есть уйти к инновациям. Это определенно будет шаг вперед.

Погружение         

Стратегия голубого океана

2005 году Журнал Strategy + Business признал работу У. Чана Кима и Рене Моборн «Стратегия голубого океана» лучшей деловой книгой года. Авторы, признанные авторитеты в области стратегии управления, преподают в INSEAD (французский бизнес-колледж — один из лучших в мире).

Именно они создали концепцию «стратегии голубого океана», которая делает все большую карьеру в мире (включая Россию). Наблюдая и анализируя истории компаний, добившихся огромных успехов, они нашли общий знаменатель — инновации. Чан и Рене систематизировали эти знания, установили правила и описали их в книге.

Самым коротким определением было бы сказать, что цель состоит в том, чтобы выйти на новые, неразвитые рынки, рыночные пространства. Вы идете туда, где нет конкуренции, где вы первыми соберете сливки. Однако это не могут быть нишевые рынки, удовлетворяющие потребности небольшой группы людей. Спрос на предлагаемые инновации должен быть огромным.

Некоторые компании внедрили принципы Стратегии голубого океана на всех уровнях и в каждой ячейке — примером тому является Carlsberg Polska. Большинство компаний используют их как инструмент для создания новых решений в ранее разработанных стратегиях в отдельных областях — здесь такой гигант, как PZU, доказывает, что он также может позволить себе инновации в определенных областях.

Красный vs. синий

Красный океан — это уже завоеванный и освоенный рынок, где компания борется за каждый процент своей доли. Работа в существующем рыночном пространстве заставляет вас конкурировать.

Между тем голубой океан — это наше новое пространство, где конкурентов нет или они далеко позади. Текущий рынок заставляет компанию использовать существующих покупателей, целевую группу и спрос, который они создают. Новый рынок означает новую цель и новый спрос.

Купаясь в красном океане, всегда следует помнить о расходах — они напрямую связаны со стоимостью продукта и влияют на принятие решений о разработке. Синий не ограничен стоимостью, и продукт может иметь гораздо большую ценность, чем затраты на его производство — привилегия первого. Именно в неразвитой области происходит большинство деловых перемещений.

Стратегия красного и синего океана - схема.

Красные океаны по-прежнему будут играть важную роль и приносить компании большую прибыль. Открытие новых голубых океанов — это не отказ от традиционного способа борьбы с конкуренцией.

Но что позволяет говорить о том, что данный проект — это голубой океан или что компания работает по его правилам? Инновации заключаются в создании новой ценности для потребителя при одновременном снижении затрат (хотя они не являются самоцелью, как в случае с красными океанами).

В книге «Стратегия голубого океана» это было названо «ценностной инновацией». Затраты снижаются за счет устранения затрат на борьбу с конкуренцией и благодаря экономии за счет масштаба (более высокое производство = более низкая стоимость единицы продукта). Ценность для получателя увеличивается, предлагая то, чего нет на рынке, что удовлетворяет новые потребности.

Лучшим примером здесь является Apple, которая после многих лет кризиса сделала выбор в пользу инноваций. Самым прорывным моментом стал выпуск iPod — современный дизайн, большой объем памяти были залогом успеха в эпоху цифровых файлов. Apple последовала дальше и создала iTunes — сайт, на котором вы можете загружать отдельные песни или целые альбомы по цене ниже, чем музыка на компакт-дисках.

Учимся плавать           

Прежде чем приступить к созданию голубого океана, стоит прислушаться к голосу потребителей и проанализировать собственный бизнес. Какие средства, активы можно привлечь для реализации новой идеи. В таких занятиях также важны смелость и скорость. Однако стоит предположить, что ошибки и неудачи будут просто уроком на будущее, а не концом всего. Эта осведомленность облегчает риск и открывает ум. Для некоторых отраслей очень важна скорость. Опоздание с реализацией проекта на несколько месяцев может решить успех проекта.

Одним из важнейших инструментов реализации стратегии голубого океана является «кривая ценности». Речь идет об изменении приоритетов компании. Следует выбрать самые слабые и самые сильные факторы в отрасли, в которой работает предприятие. Убрать первое, усилив и сосредоточившись на втором. Таким образом создается наше собственное предложение. Кривая ценности должна постоянно контролировать себя, что позволит конкурентам, желающим сделать свои кривые ценности похожими.

Компании, создавшие хотя бы один голубой океан, постоянно ищут что-то новое. Сотрудники могут быть отличным источником идей. Carlsberg создала ящик для идей во внутренней сети компании, куда каждый может отправить свои идеи и предложения и где их можно обсудить.

Видео о книге
Стратегия голубого океана.

Мир движется вперед

В известном смысле мы обязаны развитием цивилизации созданию новых голубых океанов. Печатный станок, лампочка, компьютер — первопроходцы толкают мир вперед. Хотя термин «голубой океан» еще свеж, лежащий в его основе образ действий известен давно. В. Чан Ким и Рене Моборн просто систематизировали и сформулировали эти теории и тезисы.

Однако в бизнесе инновации не обязательно должны быть связаны с технологиями. Это может быть новая стратегия рекламной кампании, предлагающая аренду автомобиля пакетом при покупке праздничных пакетов или бесплатная продажа десяти пачек пива с календарем.

Идея имиджа бренда или продуктов также может быть новаторской, примером чему служит косметическая компания Body Shop. Предлагаемая ими косметика имела скромную серую упаковку, не тестировалась на животных, а ее химический состав был минимальным. Они хотели выделиться своей натуральностью, благодаря чему избежали конкуренции (столь огромной на рынке косметики).

В России все более популярной становится стратегия голубого океана. Однако стоит помнить, что помимо творчества и дальновидности вам нужны последовательность, вера и оптимизм.

Поделиться:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.